Перейти на главную


Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Указ «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики».

Подписанный указ содержит ряд шагов, призванных снизить к 2020 году энергоёмкости валового внутреннего продукта Российской Федерации не менее чем на 40 процентов по сравнению с 2007 годом.Указ обеспечит переход к единым принципам выработки нормативов допустимого воздействия на окружающую среду и принятие новых технических регламентов.

Указ обеспечит переход к единым принципам выработки нормативов допустимого воздействия на окружающую среду и принятие новых технических регламентов. До 1 октября 2008 года в Госдуму будут внесены проекты законов, предусматривающих экономические механизмы, стимулирующие предприятия, применяющие энергосберегающие и экологически чистые технологии. И, напротив, ответственность компаний, не соблюдающих нормативы, будет усилена.

Правительство планирует и внедрение альтернативных источников энергии. Глава Минэнерго Сергей Шматко уже заявил, что его ведомство прорабатывает вопросы дополнительного финансирования развития в России возобновляемых источников энергии. Так, ГидроОГК предлагает установить долю таких источников в энергобалансе страны на уровне 4,5% к 2020 году.

Решение властей сделать упор на энергоэффективность не стало неожиданным. Напротив, эксперты уже давно говорили о необходимости скорейшего принятия действенных мер. Наряду с теми шагами, которые предусмотрены в указе, по мнению специалистов, входящих в состав Рабочей группы по энергоэффективности и энергосбережению Российского союза промышленников и предпринимателей, в нашей стране по аналогии с западными странами должна быть сформирована база данных типовых эффективных решений, которыми за минимальную плату или бесплатно могут воспользоваться все заинтересованные компании.

Еще одной мерой, широко применяемой в мировой практике, может стать предоставление налоговых льгот и особых кредитных ставок для предприятий, реализующих энергоэффективные проекты. В этом отношении показателен опыт Германии. Там по указанию правительства при участии крупнейших государственных немецких банков создан специальный фонд ADENA. В распоряжении фонда имеется значительная сумма – порядка 3 млрд. евро. Эти деньги выдаются в качестве целевого кредита на срок до 40 лет всего под 0,75% годовых компаниям, внедряющим энергоэффективные решения.

Наряду с налоговым и кредитным стимулированием в качестве первоочередного шага, направленного на энергосбережение, во всем мире применяется повсеместная установка счетчиков. «Приборы учета сами по себе не обеспечивают экономии, но являются необходимым условием снижения энергопотребления и мотивирующим фактором для внедрения энергосберегающих технологий как в промышленности, так и в секторе ЖКХ. Наиболее перспективной можно считать установку автоматизированных систем сбора данных, позволяющих осуществлять контроль над системами отопления, охлаждения, водо- и электроснабжения одновременно», – отмечает Татьяна Кислякова, директор по продажам и маркетингу российского офиса компании Kamstrup, производителя ультразвуковых приборов учета тепла и разработчика системных решений.

На примере отдельных предприятий можно убедиться, что принятие шагов по оптимизации потребления энергии способно значительно уменьшить затраты. Например, на Донецком металлургическом заводе внедрение технологий по увеличению энергоэффективности обошлось в 78 тыс. долларов, а экономия энергоресурсов достигла 1,3 млн. долларов в год.

Эффект от экономии виден и на глобальном уровне. Так, в Татарстане за время реализации пятилетней программы энергосбережения произошло снижение энергоемкости валового регионального продукта по первичным энергоносителям на 28% и электроемкости продукции промышленности на 8,9%.

Возможно, именно эти цифры станут лучшим стимулом для остальных компаний и регионов, тем более, когда появление указа Дмитрия Медведева дает всем сигнал, что государство окончательно встало на путь повышения энергоэффективности экономики.

Киотский протокол и расходы топлива

Киотский протокол «разрешает» России сжигать в год около 650 млн. тонн условного топлива. Только для целей отопления жилых помещений в России расходуется от 300 до 400 млн. тонн условного топлива в год. С учетом расхода топлива в промышленности суммарная цифра сжигаемого в России топлива приближается к 700–800 млн. тонн. К сожалению, данные официальной статистики, публикуемые в «Российском статистическом ежегоднике», не позволяют определить объем топлива, потребляемого в России. Можно лишь сделать вывод, что в России ежегодно добывается из недр около 1,5 млрд. тонн сжигаемого топлива (данные за 2002 год), значительная часть которого экспортируется. Возможно, что Россия уже «сожгла» свою Киотскую квоту, о чем давно предупреждали некоторые эксперты.

Воспользовавшись цифрами Приложения к Киотскому протоколу и данными по численности населения той или иной страны, нетрудно подсчитать выброс СО2 на душу населения. Наименьшие ежегодные выбросы на душу населения из числа промышленно развитых стран – в Норвегии: 8,1 т/чел. Такая малая величина выбросов СО2 объясняется тем, что значительная часть энергии в стране обеспечивается гидроэлектростанциями, то есть без сжигания нефти, газа или угля.

Выброс СО2 на душу населения в России, вычисленный по показателям Киотского протокола, сегодня составляет 16,8 т/чел., в то время как аналогичный показатель для США – 16,72 т/чел. С учетом сокращения численности населения РФ и роста численности населения США этот разрыв будет нарастать и, следовательно, оставаться не в пользу России.

Но по данным обследования ситуации с выбросами диоксида углерода, которые доступны на сайте Министерства энергетики США, объем выбросов в 2008 году достигнет 6 млрд. тонн. По данным других американских же исследователей, он приблизится к 7 млрд. тонн. Суммарное потребление сжигаемого топлива в США, по данным того же министерства, в 2007 году составило 2,1 млрд. тонн, что соответствует выбросу 7,6 млрд. тонн СО2 (около 25,5 т СО2 на душу населения в год).

США не принимают участия в реализации Киотского протокола, но это не значит, что в США не ведется борьба с загрязнением атмосферы промышленными выбросами. Недавно президент Буш объявил национальный план, целью которого поставлена стабилизация объема выбросов углекислого газа в США к 2025 году. Заметим, что Соединенные Штаты достигли предельного уровня душевого энергопотребления и этот уровень стабилизировался еще в конце XX века. На сегодняшний день жители США потребляют больше всех в мире сжигаемого топлива на душу населения, по грубым оценкам – в два раза больше среднего жителя России, что вызвано прежде всего высокой энерговооруженностью среднего американского жителя. Интересно, что доля расходов энергии на транспортные цели составляет около 1/3 всех расходов топлива в стране, что говорит о высокой мобильности людей и вещей.

Реализация Киотского протокола уже сегодня ставит перед Россией проблему полноты учета топливных ресурсов и прозрачности отчетности. В интересах охраны окружающей среды уже в сравнительно близком будущем, после 2012 года, необходимо создать новую – и не только международную, но и национальную – систему контроля за ее тепловым загрязнением. В основе подобной системы должны лежать достоверные и доступные гражданам России цифры энергопотребления, энергосбережения и связанного с энергетикой загрязнения среды.

Источник: Международный Промышленный Портал